Как известно, фенечки пришли к нам с культурой хиппи, Где-то в середине шестидесятых годов в СССР стали про никать «оттуда» вещи, имевшие «культовую» значимость в являвшиеся непременным атрибутом «хиппизма». Причем попадали они к нам не только в качестве готового привозного товара (как, например, джинсы), но и в виде идей, которые потом реализовывались в местных условиях своими руками: хайратники, ксивники... и конечно же фенечки.
Само слове «фенечка», как считают, произошло от английского «thing» («вещь»). Поначалу так называли любую мелкую вещь «прикольного» характера, которую можно было подарить другу или обменять на подобную. Позже термин стал обозначать любое самодельное украшение, в первую очередь — бисерное. Затем слово переделали на русский лад, оставив при этом звуковое сходство, впрочем, весьма отдаленное.
Молодое поколение в любое время превносит в культуру, язык, мышление что-то новое, стараясь с помощью этого отделиться от старшего поколения, выразить свою индивидуальность. Самовыражение происходит во всем: прическа, маникюр, макияж, одежда, манера разговаривать. Оглянитесь на своих подруг - и вы убедитесь в правоте этих слов. Фенечка — это тоже самовыражение, но не только. Это и некий магический талисман, и некое средство отличия «своих» от «чужих». Правда, в последнее время функцию отличия фенечки утратили, но прежде...
Именно по рисунку и орнаменту фенечек можно было узнать о пристрастиях, взглядах и образе жизни того или иного члена «системы». Например, соединение желтого, зеленого и коричневого цветов говорило о пристрастии хиппи к марихуане, переплетение красных и белых нитей бисера означало принадлежность к обществу «свободной любви».
Цвет обозначал и доминанту в мировоззрении. Голубой — это умиротворенность, покой, черный — мистика, желтый — тоска, белый — свобода. Свою цветовую символику имели и фенечки сексуальных меньшинств. Так, черный и голубой предпочитали гомосексуалисты, а розово-белое сочетание — лесбиянки. Не одно поколение «настоящих» хиппи отдало дань увлечению восточной философией и мистическими науками. Именно поэтому почти каждый из них носил на шее черную или белую фенечку (цвета «ин» и «янь»).
Цвет зависел от того, какую космическую энергию воспринимал владелец амулета. По тому, сколько тонких браслетов из бисера носил тот или иной «пипл», можно было определить его возраст. Хиппи считали себя детьми цветов, и свой возраст они определяли так же, как и деревья, — по кольцам.
В кругах хиппи фенечки не принято было продавать или покупать. Считалось, что при продаже фенечка теряет все свои защитные свойства. Ее можно было только дарить. Сплетенная для себя фенечка тоже не приносила никакой пользы. Немаловажную роль играла здесь идея альтруизма — жить во благо других. Сплетенная для другого человека фенечка должна защитить его от врагов, придать ему силы в трудные минуты.
Таким образом, вместе с фенечкой передавалась положительная энергия ее автора. Эта энергия тем более умножалась, если подаренную фенечку передавали другому человеку. Таких «бродячих» браслетов, амулетов было немало по всему свету. Их и плели специально для того, чтобы узнать, не вернется ли фенечка обратно к хозяину.
Путь фенечки можно было отследить: каждый владелец нанизывал на имеющуюся основу какие-нибудь новые фрагменты и передавал ее дальше. Плохим знаком было долго держать фенечку у себя, но еще хуже было, если фенечка рвалась. В этом случае ее расплетали и оставшийся бисер нанизывали на новую основу. Фенечки носили еще и религиозный характер. Из бисера плелись нательные крестики, образки с Девой Марией, звезды Давида, шестиконечные звезды, знаки дьявола, перевернутые кресты.