Как известно, фенечки пришли к нам с культурой хиппи, Где-то в середине шестидесятых годов в СССР стали про никать «оттуда» вещи, имевшие «культовую» значимость в являвшиеся непременным атрибутом «хиппизма». Причем попадали они к нам не только в качестве готового привозно­го товара (как, например, джинсы), но и в виде идей, которые потом реализовывались в местных условиях своими руками: хайратники, ксивники... и конечно же фенечки.

Само слове «фенечка», как считают, произошло от английского «thing» («вещь»). Поначалу так называли любую мелкую вещь «при­кольного» характера, которую можно было подарить другу или обменять на подобную. Позже термин стал обозначать любое самодельное украшение, в первую очередь — бисер­ное. Затем слово переделали на русский лад, оставив при этом звуковое сходство, впрочем, весьма отдаленное.

Молодое поколение в любое время превносит в культуру, язык, мышление что-то новое, стараясь с помощью этого от­делиться от старшего поколения, выразить свою индивидуаль­ность. Самовыражение происходит во всем: прическа, мани­кюр, макияж, одежда, манера разговаривать. Оглянитесь на своих подруг - и вы убедитесь в правоте этих слов. Фенеч­ка — это тоже самовыражение, но не только. Это и некий магический талисман, и некое средство отличия «своих» от «чужих». Правда, в последнее время функцию отличия фе­нечки утратили, но прежде...

Именно по рисунку и орнаменту фенечек можно было уз­нать о пристрастиях, взглядах и образе жизни того или ино­го члена «системы». Например, соединение желтого, зелено­го и коричневого цветов говорило о пристрастии хиппи к марихуане, переплетение красных и белых нитей бисера оз­начало принадлежность к обществу «свободной любви».

Цвет обозначал и доминанту в мировоззрении. Голубой — это умиротворенность, покой, черный — мистика, желтый — тоска, белый — свобода. Свою цветовую символику имели и фенечки сексуальных меньшинств. Так, черный и голубой предпочитали гомосексуалисты, а розово-белое сочетание — лесбиянки. Не одно поколение «настоящих» хиппи отдало дань увле­чению восточной философией и мистическими науками. Именно поэтому почти каждый из них носил на шее черную или белую фенечку (цвета «ин» и «янь»).

Цвет зависел от того, какую космическую энергию воспринимал владелец аму­лета. По тому, сколько тонких браслетов из бисера носил тот или иной «пипл», можно было определить его возраст. Хип­пи считали себя детьми цветов, и свой возраст они определя­ли так же, как и деревья, — по кольцам.

В кругах хиппи фенечки не принято было продавать или покупать. Считалось, что при продаже фенечка теряет все свои защитные свойства. Ее можно было только дарить. Спле­тенная для себя фенечка тоже не приносила никакой пользы. Немаловажную роль играла здесь идея альтруизма — жить во благо других. Сплетенная для другого человека фенеч­ка должна защитить его от врагов, придать ему силы в трудные минуты.

Таким образом, вместе с фенечкой переда­валась положительная энергия ее автора. Эта энергия тем бо­лее умножалась, если подаренную фенечку передава­ли другому человеку. Таких «бродячих» браслетов, амулетов было немало по всему свету. Их и плели специально для того, чтобы узнать, не вернется ли фенечка обратно к хозяину.

Путь фенечки можно было отследить: каждый владелец нанизывал на имеющуюся основу какие-нибудь новые фраг­менты и передавал ее дальше. Плохим знаком было долго держать фенечку у себя, но еще хуже было, если фенечка рвалась. В этом случае ее расплетали и оставшийся бисер нанизывали на новую основу. Фенечки носили еще и религиозный характер. Из бисера плелись нательные крестики, образки с Девой Марией, звез­ды Давида, шестиконечные звезды, знаки дьявола, перевер­нутые кресты.